Источник
Блог Николая Подосокорского - LiveJournal.com
Выбор редакции
07 декабря, 16:57

Борис Останин. "Дребезги-2" (2019)

Останин Б. Дребезги-2 / Сост. Б. Мартынов. - СПб.: Юолукка, 2019. - 436 с.Книга Б. Останина "Дребезги-2" - продолжение одноименных "Дребезгов" (СПб.: Юолукка, 2018), хотя стилистически и идейно она ближе к изданным в 2000-м году "Пунктирам" - в его новом сочинении неординарным образом соседствуют французская легкость, немецкая вдумчивость и русская безоглядность. Очередной "семитысячник" (в книге семь тысяч хлёстких и парадоксальных, не всегда политкорректных суждений) от мастера афоризмов, соредактора самиздатского журнала "Часы" (1976-1990), лауреата премии Андрея Белого наверняка заинтересует любителей современной русской литературы и философии.Борис Владимирович Останин (род. 1946) — эссеист, редактор, переводчик, литературный деятель. С 1976 г. соредактор (совместно с Борисом Ивановым) самиздатского журнала «Часы». Один из учредителей (1978) Премии Андрея Белого и до настоящего времени член ее Комитета. В 1992-1997 гг. главный редактор «Издательства Чернышёва» (СПб), в дальнейшем сотрудничал как редактор и консультант с издательством «Амфора». Опубликовал в самиздате (под различными псевдонимами) и, после 1990 г., в тиражной периодике ряд критических статей о новейшей русской поэзии. Автор двух книг афоризмов. Переводил с английского и французского языков прозу и драматургию А. Камю, Э. Ионеско, Ж. Жене, К. Маккалерс, К. Кастанеды и др., а также (совместно с В. Кучерявкиным) монографию В. Маркова «История русского футуризма».Книги Бориса Останина "37 ровно" и "Дребезги-2" продаются в книжных магазинах "Борей" (Петербург, Литейный пр., 58) и "Циолковский" (Москва, Пятницкий пер., 8).Из книги- От ФД (Фёдор Достоевский) к ФД (Феликс Дзержинский) - и полвека не прошло.- Чье-то: "Оскорбление - главная особенность блатной фени"- Мы уйдем с высоко опущенной головой.- Указ: "Спешно переоборудовать школу для умственно отсталых в школу для особо одарённых. Контингент учителей и учащихся оставить прежним.- Интеллигенция верно служила советской власти, но все свои несчастья валила на неё. Приятное с полезным.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 15:40

Депутат Госдумы от ЕР Журова: "Россияне умоляют поднять пенсионный возраст до 70 лет"

  • 0

Депутат Госдумы от "Единой России" и чемпионка Олимпиады в Турине 2006 года по конькобежному спорту Светлана Журова в интервью газете "Спорт день за днем" заявила, что голосовала за повышение пенсионного возраста потому что "это тенденция всего мира", и что в этом решении она видит для людей "стимул, чтобы быть здоровее". Журова отметила, что "депутаты взяли на себя ответственность" и посетовала на "нападки и ненависть". "У меня есть знакомые, которым 65 лет. Их не то что не выгнать на пенсию, они говорят: меняйте закон, делайте [повышайте пенсионный возраст] до 70. Есть ряд профессий, где 65 лет — это не ограничение. Образование, здравоохранение, культура… Кто там работает, умоляют: можно поднять пенсионный возраст, мы готовы работать, пока способны приносить пользу обществу", - рассказала она изданию.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 13:30

XII Лотмановские дни в Таллиннском университете, 12-14 июня 2020 г. (анонс)

  • 0

12-14 июня 2020 года в Таллине состоятся Двенадцатые Лотмановские дни в Таллиннском университете. Конференция этого года будет посвящена разным аспектам изучения эпистолярных текстов. Письмо / переписка интересовали Ю.М. Лотмана и как бытовой документ, становящийся литературным фактом, и как жанр литературы. Лотман называл письма «источником первостепенной важности» для «уяснения личности, взглядов и судьбы» их авторов. Публикуя письма А.М. Кутузова к И.П. Тургеневу (1963, 1968), или черновик письма Е.М. Хитрово к Ф.В. Булгарину (1963), он подчеркивал «многостороннее историко-философское, литературное и культурное» значение этих текстов. В 1980-е годы интерес Лотмана был сосредоточен на биографии и произведениях Н.М. Карамзина. Исследование и публикация «Писем русского путешественника» обострили интерес к эпистолярному жанру, показали, насколько важным он был для литератора, жизнь которого «просматривалась сквозь призму литературы, а литература – сквозь призму быта».В настоящий момент переписка – один из самых востребованных источников для реконструкции изучения истории гуманитарной науки. Не уменьшается интерес и к письмам Ю.М. Лотмана и З.Г. Минц, первые публикации которых появились еще в 1995 году. На конференции предполагается рассмотреть следующий круг тем (список открыт):• Частные и литературные письма: особенности поэтики и влияние контекста• Письмо как творческая лаборатория писателя• Роль письма в художественной литературе• Переписка как источник исторических и бытовых подробностей эпохи• Стиль письма и тип поведения• Образ адресата письма; проблема диалога• Письмо как признак культурной маски• Лингвистические аспекты изучения писем• Проблемы дву(и более)язычной переписки• Культурологические аспекты изучения писем• Цензура и автоцензура в переписке• Текстологические проблемы публикации писем• Проблемы комментирования писем• Проблемы прагматики эпистолярного текста• Письмо и культурный контекст: вопросы взаимовлияния• Эпистолярное наследие Ю. М. Лотмана и З. Г. Минц: проблемы изученияУсловия подачи заявокРабочий язык конференции – русский. Регламент выступления – 30 минут (20 минут на доклад, 10 минут на обсуждение). Желающим принять участие в конференции нужно к 15 марта 2020 года прислать:• тему и краткую аннотацию выступления (не более 2000 знаков с пробелами);• краткое CV (имя, фамилия, место работы, ученая степень, описание сферы научных интересов – не более 1000 знаков с пробелами).Программа и состав участников утверждаются на основании конкурса тезисов, результаты которого будут объявлены 7 апреля 2020 года.Заявки нужно присылать Татьяне Дмитриевне Кузовкиной: [email protected]Полезная информация: Заседания конференции проходят в здании MARE Таллиннского университета по адресу: Уус-Садама (Uus-Sadama) 5, Таллинн, 10120, Эстония.На конференции не предусмотрен организационный взнос. Посещение заседаний – свободное, без предварительной регистрации. К сожалению, организаторы не могут оплатить докладчикам проезд и проживание, но вышлют, если необходимо, визовые приглашения и подтверждения об участии для оформления командировок.Организационный комитет: Рейн Рауд (председатель), М.Ю. Лотман, Т.Д. Кузовкина, В.С. Парсамов, Е.А. Погосян.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 11:50

Валерия Новодворская: "Мережковский и Гиппиус - два эльфа, случайно оказавшиеся в мире людей"

  • 0

Валерия Ильинична Новодворская (1950-2014) — советский диссидент и правозащитник; российский либеральный политический деятель и публицист, основательница праволиберальных партий «Демократический союз» (председатель Центрального координационного совета) и «Западный выбор». Здесь текст приводится по изданию: Новодворская В.И. Избранное: в 3 т. Т. 3. - М.: Захаров, 2015.ИДУТ ПО ЗЕМЛЕ ПИЛИГРИМЫОбычно пилигримы странствуют целыми трудовыми коллективами. Ведь то, чем они занимаются, — не спорт и не туризм. Хорошо паломникам: дошли до святыни, приложились — и баста. А вот пилигримы ищут, часто всю жизнь. Святой Грааль, Истину, Третий Завет, Земное небо и Небесную землю. Хор пилигримов поет не только в рабочее время, он поет всегда, и ночью и днем. Пилигримы суровы и часто неприятны в обращении, ибо ни в ком не заискивают и никому не лгут. Пилигримы из «Тангейзера» — это пугающая мощь, роковая сила, смертельно-сладкая, томительная мелодия их шествия и хора. Пилигримы Бродского еще неудобнее для жизни и быта: «Уродливы они и горбаты, голодны и полуодеты, глаза их полны закатом, сердца их полны рассветом...»А бывает, что пилигримов только двое, двое на целый век. Сквозь огонь и лед XX века они шли только вдвоем, но зато шли целых 52 года рука об руку, не расставаясь ни на один день, ни на одну ночь. Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус, два эльфа, случайно оказавшиеся в мире людей. Они были непохожи на других и созданы друг для друга. И не перст ли Провидения, что они друг друга нашли? Да, конечно, они оба ели и пили, ходили в театры, держали салон, тусовались на художественно-философских журфиксах, а Зинаида Николаевна еще и умела одеться к лицу и следила за платьем Мережковского (он вообще от этих бытовых проблем абстрагировался). Но при этом они существовали в виртуальном пространстве высоких материй. Они задолго до срока создали свой Интернет, Паутину Разума, причем без всяких проводов, компов и модемов. Загадка этой четы, в жизни которой до 1917 года никаких приключений не было, именно в том, что они были продвинутыми user’ами этого космического Бытия, не слишком схожего с земной жизнью. При этом они проводили в Сети больше времени, чем снаружи.У них не было детей, и никому не приходило в голову этому удивиться. Могут ли размножаться ангелы? Кстати, их абсолютная, пугающая, отталкивающая робких друзей свобода идет оттуда же, из личного Рунета. Они не умели бояться, на них не действовали внешние раздражители: боль, страх, угроза, смерть. Их анализ был беспощаден: ни мифов, ни увлечений, ни комплексов. Двое зрячих в стране слепых и глухих... конечно, они остались одни. В жизни, в истории, в литературе, в потомстве. Их имена при советской власти было запрещено цитировать, они были в склепе 70 лет: стихи, проза, эссе, мемуары. Упоминать их было опасно: это означало отлучение от литературоведения, истории, журналистики. Они дожили до наших дней, как Тутанхамон и Нефертити: ужасная и пленительная загадка в золотом сиянии драгоценных гробов. Поступим, как Лара Крофт, расхитительница гробниц: нарушим покой пирамиды молчания и разбудим спящих.Мерлин XX векаВы не думайте, Мерлин не безумный кудлатый старик, каким его изобразили плохие кинематографисты. Мерлин — молодой и строгий маг, вдохновенный экстрасенс с великой силой, соавтор Круглого стола, воспитатель благородного Артура, творец британской мечты о Святом Граале, хозяин мистического Авалона, опередивший свой VI век на 1400 лет. Аватара. Такой же, как Будда и (по Мережковскому) Христос. Нашим Мерлином был Дмитрий Мережковский. Говорят, что Мерлин был незаконным сыном мелкого кельтского короля (пол-Нормандии) и дочери короля Уэльса. У Мережковского тоже с происхождением всё было в порядке: чуждый класс, дворянин. Родился он в 1866 году в холодном и великолепном Петербурге в семье чиновника Дворцового ведомства, тайного советника, кстати. Учился в классической гимназии. В семье было 10 детей, отец писателя, Сергей Иванович, считал гривенники, потому что жалованья не хватало. Он очень любил жену, но скандалами и попреками насчет лишних трат (а бедняжке было просто не извернуться на то, что приносил муж) довел ее до ранней могилы.Не было у Димы в детстве ни имения, ни речки, ни раков, ни Жучки, ни травки, ни своей лошадки. Поэтому он и ушел в свой личный Интернет... В 15 лет папа повел его к Достоевскому: показывать стихи сына. А Достоевскому не понравилось, он сказал, что слабо, что надо страдать, чтобы прилично писать. Стихи Дмитрия Сергеевича в анналы не войдут, они для него были чем-то вроде гамм. И страдать на каторгу по рецепту героев Достоевского: Сонечки Мармеладовой и юродивого Николки — он тоже не пойдет. Его страдания будут лежать в другой сфере и будут, как у того, кого он страстно искал, тоже «не от мира сего». Коротенькая, гладенькая биография русского интеллигента, известного каждому грамотному читателю журналов деятеля культуры. В 1884 году он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. И предается науке: и Спенсер, и Вл. Соловьев, и Ницше — его интересует всё.В 1888 году Мережковский мирно путешествует по Кавказу (уже ни злых чеченов, ни удалых кабардинцев, Кавказ «замирен»). Ему 23 года, и в Боржоми он находит ее, свое alter ego, «второе я», Зиночку. Юный философ не умеет разговаривать с барышнями, он опять-таки говорит с красавицей неполных 17 лет о философии и смысле бытия. И это как раз то, что надо, ключ к ее сердцу! Через год они поженятся. Это союз равных, это союз духовный до того, что на свадьбе не было ни цветов, ни венчального наряда, а после венчания они разошлись в разные стороны, муж — в гостиницу, жена — домой. Встретились назавтра за чаем у Зиночки, и старая гувернантка не поверила, что «Зиночка замуж вышла». И свадебное путешествие было не из обычных: по заснеженной Военно-Грузинской дороге. Семейная жизнь начнется в Петербурге. Мать Дмитрия Сергеевича купит им квартирку на тихой улице, в доме Мурузи, 18.Этот брак был заключен на небесах. Мережковский с Гиппиус были одной командой. И ссорились не из-за мнимых измен, денег, светских знакомых, а по чисто философским поводам. Вот, скажем, идея романа о Леонардо да Винчи показалась Зиночке фальшивой. Она спорила и плакала, как не стала бы никогда спорить из-за тряпок и ревности. Правда, раздавались потом одинокие голоса, приписывавшие Зинаиде Николаевне роман с Дмитрием Философовым, но их опровергли на месте, задолго до смерти этой безупречной четы. Когда небо и «под ногами», и «над головой», как у Леонардо, не до адюльтеров. Мережковский не был туманным мистиком, он и в горних высях сознания ходил со скальпелем анализа и пугал и шокировал всех: демократов, церковников, официоз.Хорошо, что он ни в каком учреждении не числился, иначе не миновать бы ему увольнения с треском. Вот он пишет в журналы «Северный вестник» и «Русское обозрение». Кончается век, кончились «Отечественные записки». Вот ездит с Зиночкой по Европе, переводит греков, Эдгара По, Гете. С 1906 по 1914 год они много времени жили в Париже, даже купили там квартиру (интуиция!). На это денег хватало, а лошади, кареты, особняки, бриллианты были им не нужны. Вот с разрешения самого Победоносцева (а идея была Зинаидина) в начале века на их квартире устраиваются религиозно-философские собрания, этак с 1901-го по 1903-й. Даже иерархи церкви присутствуют. А философия его не теория, а художественный вернисаж. Шпага мысли в ножнах образов и алмазы концепции на эфесе. Сокровище нации: «Христос и Антихрист», трилогия. «Смерть богов. Юлиан Отступник», 1896 год. В 1901 году выходит «Леонардо да Винчи. Воскресшие боги». И в 1905 году «алмазный мой венец» по Пушкину, вершина, акме (термин символистов, но ведь Мережковский — патриарх символизма).Этот венец — «Петр и Алексей. Антихрист». Это о чем? Первый роман-трактат повествует о том, как император Юлиан в Риме, цезарь-философ, попытался запретить христианство и вернуться к язычеству. Но не вышло: люди не хотели языческих радостей, хотели христианских мук и исканий. Не хотели красоты, хотели жертвы. Силой страдания победило христианство. В «Леонардо да Винчи» описаны Возрождение, Инквизиция, Рим. И опять еретики жаждут муки и пламени и загоняют себя на костер силой религиозного неистовства. Оно и у палачей, и у жертв. Консенсус. Боги жаждут. Но страшнее всего «Петр и Алексей». Белая смерть у пятидесятников, красная смерть в огне у раскольников, религиозный экстаз России, ищущей бремени. И Петр, цивилизатор и злодей, во имя спасения мира — России — приносит в жертву агнца, сына своего, Алексея. Он отдал его на пытки и на смерть, и сын не корил отца, а любил. Здесь Бог — палач, диктатор, а Иисус — его беглый раб, блудный сын, вернувшийся добровольно на плаху и в оковы. Бот вам Третий Завет — истина как рана. Слишком много правды.Церковники не любили философа, боялись, цензурировали. И их можно понять. Что вышло из всех домашних религиозных тусовок? В одном эссе Мережковский пытался доказать, что Иисус не сын Божий, что он сын другого Отца, что он Денница, то есть Люцифер. Круто. Слишком круто не только для 1911 года, но и для 2011-го. Мережковский не имел последователей. Для людей Христос оставался Христом, а Люцифер — Сатаной. Слишком смело он полез в таинство веры, слишком далеко зашел. Не все покровы должно совлекать, люди не вынесут. В религии Мережковского нет утешения, это христианство для апостолов. Для равных. Не для паствы. Для жрецов. А государственная Церковь требовала послушания, исполнения обрядов и чтобы прихожане «не возникали». Мережковский так напугал Синод, что его даже не отлучили от церкви, чтобы не распространять его «ересь». Толстого хотели «осадить» — и отлучили. А о Мережковском хотели забыть, Антихриста испугались бы меньше. Его теорий испугались даже интеллектуалы.Надеюсь, что Христос принял его хорошо, ведь философ был книжником, а не фарисеем. Итак, с Церковью он поссорился. Мысленно они его сожгли. «...Но он посмел вопросы задавать, а это ересь, ведь Бог на них ответить не сумел». А тут выходят исторические романы. «Павел I» — в 1908 году. Преданья старины глубокой? Ах нет! Судебный иск! Опять много правды, слишком много. «Александр I» выходит в 1913 году, а «14 декабря» — в 1918-м, но вокруг уже не декабрь, а октябрь, и не до философии. Этот правый консерватор ненавидит самодержавие как несвободу, как догму, как тупую силу традиции. Самодержавие обиделось. Ведь Мережковский даже Пушкина корил за амуры, политические амуры с царем, за публичную преданность, за «Стансы», за «Полтаву». Значит, самодержавие и православие — мимо. А народность? Еще хуже. Мережковский обидел народников. Все вокруг были левые, носились с народом-богоносцем, а Дмитрий Сергеевич, посмотрев на 1905 год, еще в 1906-м всё понял про нашу революцию и нашего «богоносца». И написал «Хама грядущего».Блок, Брюсов, Багрицкий, Леонид Андреев — все они ждали революцию, молились на нее. А Мережковский изрек: «Хам грядущий» — и был прав. С революцией тоже полный разрыв. И с ура-патриотами тоже — облом. 1914 год, слезы-сопли, тосты, адресы. За победу русского оружия! А Мережковский и Гиппиус всё поняли про эту войну и разнесли ее в пух и прах. Незаметно и неожиданно для себя Дмитрий Сергеевич становится классиком. В 1911 — 1913 годах книжное товарищество Вольфа издает 17-томное собрание сочинений Мережковского, а в 1914 году уже Сытин выпускает 24 тома. Проза Мережковского популярна в Европе, его переводят на многие языки. Он поймал загадочную славянскую душу за крылышки и поместил ее под переплет, и европейская душа тоже сгодилась для гербария. Нас, русских, Мережковский навсегда определил как «града настоящего не имеющих, но града грядущего взыскующих». Это и манифест, и диагноз. Для нас Мережковский — урок и упрек, для Запада — сказка и туристический проспект. И еще наука. Позитивный Запад чтит науку, а Мережковский — истинный ученый.И тут вдруг эту чету небожителей накрывает Хаос! Пришел хам грядущий. Годзилла. 1917 год. Как эти двое смогли уцелеть? Активные враги советской власти, умные, беспощадные, точные. У камина Зинаиды собирались те, кто не писал «Хорошо!», не бежал за комсомолом, «задрав штаны», не видел впереди двенадцати погромщиков Иисуса Христа и не подал руки Блоку после этой большевистской апологетики. Мережковские голодали, мерзли, не попали даже на философский пароход. Наверное, были слишком опасны. Их не хотели выпускать. Что только их спасло? Говорили, что этих диссидентов прикрывал Луначарский. Но они не хотели оставаться. Они не дорожили жизнью, но не желали жить под игом, под ярмом. Мережковский сделал вид, что хочет читать лекции в красноармейских частях. Власти страшно обрадовались, думали, что сломали наконец эту «горькую парочку». А они решили бежать. Это был страшный риск, шел 20-й год, за побег из нашего Чевенгура могли шлепнуть.Они переходят фронт и оказываются в Минске, а он, к счастью, под Польшей. Но Польша подписывает перемирие с Россией, и Мережковские бегут дальше, в Париж, где у них есть квартира. Бегут с одним баульчиком, где рваное белье, рукописи и записные книжки. И вот здесь-то опасения большевиков оправдались сполна. Мережковские оказались очень умелыми и активными антисоветчиками, заменили собой и «Свободу», и «Немецкую волну». Они не ныли, не ностальгировали, они активно работали против СССР. Даже создали философское общество «Зеленая лампа» (1927) под председательством Георгия Иванова. У многих эмигрантов, таких как Куприн, как Марина Цветаева, были примиренческие настроения, они надеялись, что их примут на Родине и простят. И здесь несгибаемые Мережковские оказались белыми воронами. В 1931 году Нобелевский комитет решал, кому дать премию — Бунину или Мережковскому? Дали Бунину, и это не улучшило их отношений. В Бунине было больше красоты и российских реалий, он же портретист, но в трудах Мережковского таились великие откровения русской истории и огромная сила мысли.С началом войны Германии и СССР Мережковские остаются в пустыне. Их обвиняли в том, что они поддержали Гитлера, хотя в чем это реально заключалось, никто из современников не говорит. В национал-социализм Мережковский не верил, нацистского бреда не разделял, антисемитизм считал психозом, а Гитлера — маньяком. С гитлеровцами и вишистами он не сотрудничал. Но и глупостей не делал: не предлагал Сталину свои услуги, как Деникин, не передвигал красные флажки на карте, отмечая победы Сталина, как Бунин. Из свидетельств современников складывается только одно: клином Гитлера Мережковский надеялся выбить клин Сталина, а о Гитлере, как он рассчитывал, позаботятся западные демократии, освободив заодно и Россию. Расчет не оправдался, но на что было еще рассчитывать? Считать, что Сталин — свой, а немцы — чужие, умный человек просто не мог.Но эмиграция, вся почти просоветская, отомстила Мережковскому страшно. Его не печатали, издательства разрывали договоры, старики оказались на грани голодной смерти, к тому же с ними не здоровались. Это издательства, неподконтрольные гитлеровцам, а с гитлеровскими Мережковский иметь дело не захотел. Нужда ускорила его конец. Он умер 9 сентября 1941 года. И в храм на улице Дарю на отпевание пришли только несколько человек. Таков удел пилигримов. Идти «мимо ристалищ и капищ, мимо роскошных кладбищ, мимо храмов и баров, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима». Пройти мимо, не остановиться, не стать добычей толпы, страстей, заблуждений. Вечный собеседник и оппонент философа сказал на эту тему: «Итак, не бойтесь мира, ибо я победил мир».Дева ОзераОна была современницей Мерлина и языческим божеством кельтских легенд. Чистая дева, хранительница волшебного меча, вручаемого праведнику для защиты Чистоты и Истины. Зиночка, Зинаида Николаевна Гиппиус, блоковская Незнакомка, Линор безумного Эдгара, как раз такой девой и была. Она вручила меч Мережковскому и шла с ним рядом до конца, вдохновительница всех его проектов и застрельщица всех его идей. Начало ее жизни безоблачно. Родилась она в 1869 году. Семья была немецкой, но обрусевшей. А уж пылкая Зиночка точно была русской; рациональности в ее поступках не замечено. Семья сначала жила в глухой провинции, в городе Белев Тульской губернии. Отец ее был известным юристом, семья жила в достатке. Девочек было четыре: Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна. Готовили девочек дома, гувернантки и домашние учителя. И языки, и фортепьяно.Готовили к хорошему замужеству. Отец умирает от чахотки и оставляет семью почти без средств. К тому же девочки унаследовали склонность к чахотке, особенно Зина. Семья едет лечиться в Ялту, потом к родственникам в Тифлис, потом — на дачу в Боржоми. Здесь нашу Ассоль найдет ее капитан Грей. Зиночку окружала масса поклонников, пустых светских хлыщей или положительных и скучных интересантов. Мережковский ее поразил тем, что не танцевал, не катался на лошади, а говорил только о книгах и о философии. А Зиночка была красавица: рыжевато-золотые волосы, зеленые глаза, коса до полу, идеальная фигурка, русалочий смех. Она согласилась на брак через три дня. Через год на шхуне «Корвет» капитан Грей уведет, увезет ее: в петербуржские салоны, в литературную жизнь, в Рунет Разума, в эмиграцию, в Свободу. И всю жизнь над ее головкой шелестели эти алые паруса.Она писала сильные, острые, звенящие стихи. А какие критические статьи выходили под псевдонимами «Антон Крайний», «Лев Пущин», «Антон Кирша»! Ее боялся весь писательский бомонд. У нее был дьявольски острый, неженский ум. Но она не казалась феминисткой, как Жорж Санд. Она была сама по себе, чистая и недоступная, она опьяняла. Она могла иметь сотни любовников — и не имела ни одного. Она ходила в белом и любила восточные ароматы. Они с Дмитрием Сергеевичем смогли осуществить сложнейший завет Христа: были мудры, как змии, и просты, как голуби. Двое гениальных детей, игравших в опасную игру на коленях у обреченной России.Когда наступит роковой час 1917 года, Прекрасная Дама Петербурга сумеет стать статуей Свободы. О, что она напишет о большевиках! После разгона Учредительного собрания оплачет его тоже она: «Наших дедов мечта невозможная, наших героев жертва острожная, наша молитва устами несмелыми, наша надежда и воздыхание, — Учредительное собрание, — что же мы с ним сделали?» И она будет вести «антисоветскую агитацию» на глазах у ВЧК. Она подтолкнет Мережковского к бегству. Из гордости, из непокорства. «Чтоб так не жить! Чтоб так не жить!» — напишет тоже она. А за границей она станет для СССР настоящей Эвменидой, богиней мщения. Эта страшная ненависть к ней, Шарлотте Корде всех наших доморощенных Маратов, да к тому же избежавшей гильотины (а сестры ее пройдут через лагеря и ссылки, и Зиночка еще ухитрится передавать с оказиями им посылки), и определит глухой запрет на ее самые безобидные стихи, на ее имя. Вплоть до самой перестройки.Желать поражения СССР! Хуже криминала быть не могло. Разрыв с просоветской эмиграцией свалился на нее, на ее хрупкие плечи. Это ей придется экономить на молоке и на продуктах первой необходимости, перелицовывать свои старые платья и костюмы мужа. Она не могла без него жить. Написала мемуары — о нем же — и умерла в сентябре 1945 года. СССР победил вполне, и к Зиночке эмиграция была великодушнее, чем к Дмитрию Сергеевичу: ее пришли проводить на Сент-Женевьев-де-Буа многие, все, кто еще жил и помнил. Даже непримиримый Бунин пришел.Зинаида Николаевна оставила потомству несколько фраз, которые ложатся в бунинские «Окаянные дни». Они — как укол рапирой. «У России не было истории, и то, что сейчас происходит, — не история. Это забудется, как неизвестные зверства неоткрытых племен на необитаемом острове». «Деревню взяли в колья, рабочих в железо. Жить здесь больше нельзя: душа умирает». Они сделали свой выбор, эти двое. И надеюсь, что победители через столько лет не выкопают их останки на Сент-Женевьев-де-Буа, не возьмут в плен посмертно, не притащат в заквагоне в Россию и не дадут бессрочное заключение на том кладбище, которое выберут сами, как это уже сделали с кое-какими эмигрантами. Они должны остаться в свободном Париже на свободном уютном кладбище, где их скорбные души не оскорбят обелиски с красными звездами, где покоятся добрые христиане. И еще Зиночка оставила нам описание поразившего ее электричества, и от него она пришла к мысли о дуализме бытия, о том, что сила отрицания так же нужна, как некий позитив. В конце концов она поняла мужа: Христос и Денница — это Атланты, которые держат небо, и никто не должен уходить, иначе небо рухнет.Две нити вместе свиты, концыобнажены. То "да“ и "нет“ не слиты,не слиты — сплетены. Их темноесплетенье и тесно, и мертво, нождет их воскресенье, и ждут ониего. Концов концы коснутся —другие "да" и "нет", и "да" и "нет"проснутся, сплетенные сольются,и смерть их будет — Свет.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 10:34

Ласло Краснахоркаи. "Меланхолия сопротивления" (2019)

  • 0

Краснахоркаи Л. Меланхолия сопротивления / Пер. с венгерского Вячеслав Середа. - М.: Corpus, 2019. - 448 с.Изумляющая своей стилистической виртуозностью антиутопия выдающегося венгерского прозаика, лауреата Международной Букеровской премии 2015 года Ласло Краснахоркаи написана в 1989 году. Странный цирк, гвоздь программы которого — чучело исполинского кита, прибывает в маленький городок. С этого момента хаос врывается в жизнь обывателей и одно за другим происходят мистические события, дающие повод для размышлений о "вечных вопросах" большой литературы: о природе добра и зла, о бунте и покорности, о невозможности гармонии в мире и принципиальной таинственности основ бытия. Роман переведен на 16 языков. В 2000 году знаменитый мастер авторского кино Бела Тарр снял по нему фильм "Гармонии Веркмейстера", который вошел в список 100 лучших художественных фильмов XXI века по версии ВВС. В России писатель получил известность после выхода романа "Сатанинское танго", за который в 2019 году он был включен в число претендентов на литературную премию "Ясная Поляна" в номинации "Иностранная литература".Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 10:25

НИУ ВШЭ открыл набор слушателей на бесплатные общеуниверситетские курсы

  • 0

Высшая школа экономики опубликовала программу факультативов для свободного посещения. В рамках проекта можно изучать разные предметы — от истории театра и русского фольклора до основ астрономии. Университет подготовил более 50 программ во всех областях знания. Записаться на курсы может любой желающий, для этого нужно зарегистрироваться на сайте и подать заявку до 16 декабря. Будущим участникам нужно будет ответить на вопрос, почему они хотят принять участие в работе факультатива. Регистрация может закрыться раньше, если на занятия запишется много желающих. Общеуниверситетские курсы проводят в ВШЭ уже более 10 лет. За это время были проведены сотни факультативов в самых различных сферах — от теоретических исследований до практических занятий со специалистами. Посещение всех курсов для слушателей бесплатно.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 04:02

Объявлен шорт-лист литературной премии имени Ф.А. Абрамова «Чистая книга» 2019-2020 гг.

  • 0

Всероссийская литературная премия имени Ф.А. Абрамова «Чистая книга» объявила шорт-лист первого сезона. Из 50 участников Длинного списка экспертный совет во главе с главным редактором журнала "Юность", депутатом Госдумы Сергеем Шаргуновым выбрал 14. Теперь экспертному совету предстоит выбор победителей. Церемония награждения пройдёт в Архангельске 27 февраля 2020 года на торжественном вечере, посвящённом столетнему юбилею Фёдора Александровича Абрамова (1920-1983).Номинация «Современная проза»:Бушковский Александр. РымбаЕрмаков Дмитрий. Тайный островЕрмакова Анастасия. Осень на Сиреневом бульвареЛесцова Наталья. Изба-читальня: деревенская прозаЛичутин Владимир. В ожидании БогаМелёхина Наталья. Железные людиНовиков Дмитрий. Голомяное пламяПопов Владислав. Ворота в синее полеРябов Олег. Осторожно — женщинаШепелёв Алексей. Мир-село и его обитателиНоминация «Литературная критика»:Галимова Елена. Литературно-критические статьиКурбатов Валентин. Пушкин на каждый деньРудалёв Андрей. Четыре выстрела: писатели нового тысячелетияСенчин Роман. Всё личноеУчредителями премии «Чистая книга» имени Федора Абрамова являются правительство Архангельской области, Российский книжный союз и Союз писателей России. Абрамовская премия вручалась с 1994 года по 2007 год, с 1999 года она была всероссийской. В 2019 году было принято решение о возрождении премии.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 01:31

Виктор Вогман. "Пушкин и Николай I. Исследование и материалы" (2019)

  • 0

Вогман В.М. Пушкин и Николай I. Исследование и материалы. — СПб.: Нестор-История, 2019. — 260 с. ISBN 978-5-4469-1582-8.В настоящей монографии взаимоотношения Пушкина и императора Николая I рассматриваются исключительно на документальной основе. Это расположенные в хронологическом порядке извлечения из переписки поэта с друзьями, знакомыми и официальными лицами, содержащие упоминания о Николае I, а также извлечения из дневников Пушкина, выбранные по тому же принципу. Кроме того, в работе используются такие исторические документы, как «Процесс декабристов», «Выписки из писем Графа Александра Христофоровича Бенкендорфа к Императору Николаю I о Пушкине», «Дела III Oтделения собственной Е. И. В. канцелярии об А. С. Пушкине», «Завещание Николая I сыну». В результате в монографии воссоздается сложный и противоречивый облик поэта, который кому-то из читателей может представиться весьма неожиданным, как весьма неожиданным может оказаться и облик сурового монарха.Виктор Вогман (Есипов), поэт и литературовед, родился в Москве в 1939 году. Автор шести книг о жизни и творчестве А.С. Пушкина, в том числе книг «Пушкин в зеркале мифов» (М.: «Языки славянской культуры», 2006), «Божественный глагол» (М.: «Языки славянской культуры», 2010), «Мифы и реалии пушкиноведения» (М.: «Нестор-История», 2018), а также книги «Четыре жизни Василия Аксенова» (М.: «Рипол-Классик», 2016), составитель ряда посмертных книг Василия Аксенова. Старший научный сотрудник ИМЛИ им. Горького РАН.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 00:42

Объявлены лауреаты седьмого сезона премии «Московский наблюдатель»

  • 0

6 декабря на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non|fictio№ 21 в Гостином дворе прошла седьмая церемония вручения премии «Московский наблюдатель». Премия присуждалась за лучшие публикации в сезоне 2017/2018 в двух номинациях, «Точка обзора» и «Колесо обозрения». В этом году впервые награды вручались также по итогам голосования студенческого жюри, в состав которого вошли представители МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, Московского политеха (ВШПиМ). В номинации «Точка обзора» рассматривались статьи сайта «Культурная инициатива» — площадки, с которой «Московский наблюдатель» начинал поиски наилучшей конструкции для создания рассказа о литературном вечере. Лауреатов в номинации «Точка обзора» определило жюри, постоянными членами которого являются поэты и критики Геннадий Каневский, Кирилл Корчагин, Леонид Костюков и Дмитрий Кузьмин и члены оргкомитета премии.В конкурсе номинации «Колесо обозрения» участвовали материалы, опубликованные в сезоне 2017/2018 и выдвинутые следующими СМИ: портал «Год литературы», сайт Государственного литературного музея, «Литературная газета», электронный журнал «Лиterraтура», приложение к «Независимой газете» Ex libris, сайты Textura и «Культурная инициатива». Лауреатов в номинации «Колесо обозрения» определило большое жюри, в состав которого вошли поэты, писатели, критики, филологи, историки литературы Дмитрий Бак, Евгений Бунимович, Алексей Варламов, Игорь Волгин, Александр Гаврилов, Наталья Иванова, Александр Казинцев, Геннадий Каневский, Леонид Костюков, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин и Лев Рубинштейн. Финалисты каждой номинации, вошедшие в короткий список, получили дипломы и денежные призы из рук героев своих статей.Лауреатом премии «Московский наблюдатель в номинации «Точка обзора» назван Дмитрий Веденяпин, отмеченный за статью о статью «повторяя в уме что теперь свободен…» о выступлении Алексея Цветкова в цикле «Пункт назначения». Лауреатом в студенческой версии номинации «Точка обзора» стала Мария Мельникова со статьей «Я буду с зомби!» о поэтическом вечере «День выборов». Звание лауреата в номинации «Колесо обозрения» большое жюри отдало не участвовавшему в голосовании Леониду Костюкову за статью «Письмо о пользе юмора в поэзии, писанное Леонидом Костюковым к Дмитрию Веденяпину после его выступления 9 сентября 2017 года с очередной подборкой летних стихов из Кясму», выдвинутую сайтом «Культурная инициатива». Студенческое жюри в этой номинации назвало своим лауреатом Марию Фаликман, автора статьи «Полюса на полтораста», также опубликованной на сайте «Культурная инициатива».Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 00:28

Лекция Ю.В. Манна о романтизме в ИФИ РГГУ, 23 ноября 2019 г. (видео)

  • 0

Лекция Ю.В. Манна о романтизме для магистрантов и студентов ИФИ РГГУ 23 ноября 2019 г. Юрий Владимирович Манн (род. 1929) — советский и российский литературовед. Доктор филологических наук (1973). Профессор РГГУ с 1991. Специалист, прежде всего, по творчеству Николая Гоголя. Главный редактор академического Полного собрания сочинений и писем Н.В. Гоголя в 23 томах. Награждён премией А.М. Шанявского (2008) и премией Н.В. Гоголя в Италии (2009).Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
07 декабря, 00:15

Евгений Чижов. "Собиратель рая" (2019)

  • 0

Чижов Е.Л. Собиратель рая: роман. — Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 315, [5] с. — (Проза нашего времени). ISBN 978-5-17-1 17443-9.Евгений Чижов — автор книг “Темное прошлое человека будущего". "Персонаж без роли”. Предыдущий роман, “Перевод с подстрочника", вошел в шорт-лист крупных литературных премий и удостоился премии “Венец" Союза писателей Москвы. "Собиратель рая” — о ностальгии. Но не столько о той сентиментальной эмоции, которая хорошо знакома большинству людей последних советских поколений. сколько о безжалостной неодолимой тяге, овладевающей человеком, когда ничто человеческое над ним более не властно и ни реальность, ни собственный разум его уже не удерживают. Это книга о людях, чья молодость пришлась на девяностые: о тех. кто разошелся со своим временем и заблудился в чужом: о сыне, ищущем мать. ушедшую от него в прошлое.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Выбор редакции
06 декабря, 23:49

Учитель ректора МГУ Садовничего математик Олег Ивашев-Мусатов умер, отравившись "Кротом"

91-летний математик, заслуженный преподаватель МГУ Олег Ивашев-Мусатов умер в Москве после того как несколько недель назад выпил по ошибке средство для очистки труб «Крот». Олег Ивашев-Мусатов родился в Москве в 1927 году в семье художника Сергея Ивашева-Мусатова, позднее его мать вышла замуж за математика Андрея Колмогорова. В 1951 году окончил мехмат МГУ, в 1956 году стал кандидатом наук и с тех пор преподавал на различных факультетах университета. В 2013 году получил Ломоносовскую премию МГУ за педагогическую деятельность. В числе учеников Ивашева-Мусатова — ректор МГУ Виктор Садовничий. О госпитализации математика стало известно в середине ноября. По информации «Пятого канала», ученый по ошибке выпил средство для прочистки труб «Крот» вместо воды. Ивашева-Мусатова поместили в реанимацию, врачи оценивали его состояние как тяжелое.Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky